Одесские телеканалыЕщё несколько лет назад все игроки одесского медиабизнеса сокрушались по поводу огромного количества местных телеканалов. Дескать, из-за этого возникают армии голодных телевизионщиков, которых рынок рекламы просто не может прокормить. А телевизионщики в таких условиях просто не могут делать качественный телепродукт, поскольку их основные спонсоры — местные политики — просто не хотят оплачивать «разные художества». Провинциальные политики действительно люди крайне прагматичные, они готовы финансировать лишь политические проекты. Поэтому на одесском ТВ возникло засилье низкосортной заказной политической рекламы вперемешку с ворованными иностранными (российскими) сериалами и программами.

И вот сейчас пришло новое время. Большинство местных политиков уже имеют личные страницы в «Фейсбуке». Уже интернет-активисты собирают онлайн-петиции по важным городским вопросам. Силовики со страхом получают мониторинг публикаций интернета: какие разоблачения их ждут сегодня. Чиновники боятся открывать новости: вдруг опубликуют фотоснимки их элитного жилья или часов по стоимости квартиры. Казалось бы, всё должно измениться: интернет-демократия шагает по стране.

Но почему же в Одессе новые медиа так похожи на старые медиа? Потому что ситуация с «информационной революцией» в точности копирует историю с местными телеканалами. В Одессе был установлен рекорд: 40 региональных вещателей в миллионном городе. Ни в Киеве, ни в Москве: нигде не было такого количества телестудий. И сейчас, за последние пару лет в городе открылись десятки новых интернет-сайтов, претендующих на звание «главной городской информационной площадки». Каждым из этих интернет-информагентств владеет тот или иной политик. Более того, отдельные политики заводят по несколько сетевых масс-медиа: просто так, «для количества».

Схема создания таких «новых СМИ» совершенно однообразна: «три колонки, статьи-новости-блоги, «эксклюзивы», фото-видео (шок! срочно!)». Это формула, по которой уже созданы десятки новых одесских интернет-изданий. Главное, что большинство новостей они копируют друг у друга, не затрудняя себя авторскими исследованиями и особой подачей. Любопытно, что в создании нового пузыря задействовано больше «журналистов», чем в своё время в телевизионном производстве. Ни в Николаеве, ни в Крыму, ни в Киеве нет такого количества региональных сайтов! Ситуация повторяется…

Весь секрет в том, что интернет-журналистику делают те же, кто вчера делал скучные сюжеты в теленовостях и писал заунывные колонки в газетах. В городе совершенно не выработаны новые подходы к интернет-журналистике, совершенно никак не используются фантастические возможности, которые предоставляет этот вид деятельности. Неквалифицированные газетчики и телевизионщики превратились в неквалифицированных «интернетчиков».

О чём говорить: многие журналисты, пишущие для интернет-медиа, просто ленятся пользоваться поисковой строкой для розыска дополнительной информации о героях своих публикаций. Таким образом, десятки сайтов просто копируют одни и те же новости: засоряют ленты новостей.

В ответ на это новостные агрегаторы по-своему эволюционируют: пытаются компоновать одинаковые сообщения в «сюжеты». Однако, пока критерием популярности и влиятельности издания будет лишь трафик посетителей (а сейчас это так), региональные журналисты и дальше будут деградировать. Такой подход уже уничтожил региональное телевидение. И этот же процесс вскоре уничтожит интернет-прессу, которая постепенно лишается доверия.

Единственный шанс остаться интересными для читателей — это отказаться от вечной гонки за «кликами». Дать журналистам свободу самовыражения: предоставить им свободное для размышлений время, которого сейчас так нехватает этим офисным узникам. Нужно не бояться экспериментов. Попробовать говорить одним языком с читателями, не думать, что по ту сторону экрана сидят лишь «хомяки», неспособные распознать политическую заказуху.

Иначе, местная журналистика погрязнет в самокопировании: интернет-издания уже сейчас находятся в глубоком творческом ступоре, не зная что предложить читателям в этой безумной конкурентной борьбе. Местные сайты сейчас похожи на истрёпанную доску объявлений, где каждый клеит что хочет, а особые эстеты или панки не стесняются накалякать и слово из трёх букв (имеется в виду слово «хер»). Уж точно не такой видели киберпанковую реальность отцы интернета, который даже на уровне «механики» сайтостроительства предоставляет колоссальные возможности кастомизации вместе с интеллектуальной доставкой информации потребителю.

Местный интернет нужно срочно спасать. Иначе, волна непрофессионализма и топорной безвкусицы вновь дискредитирует всех игроков этого перспективного рынка, как однажды уже произошло с местным телевидением.

Источник: http://hrabro.com/9868